Ребенок прогуливает уроки. Почему? И что делать?

Утро. Ребёнок, позавтракав, собирается и идёт в школу… Но, это вы так думаете. А на самом деле… через время вы узнаёте, что его визиты в школу были более редкими, чем проводимые занятия. И учитель вам жалуется на его прогулы. Шок! Почему ваш ребенок так поступает, и как на это реагировать?

Школьные прогулы могут быть как единичным явлением, так и переходить в хронические формы.

Что входит в список основных причин прогулов школьников? Выделяют следующие:

· более интересные занятия, чем школьные уроки (к примеру, компьютерные игры, кино, свидания - в старшем подростковом возрасте);

· просто «на улице солнышко, тепло и все гуляют»;

· отсутствие веры в свой успех на уроках, среди детей;

· недружелюбное (или даже агрессивное) поведение одноклассников по отношению к вашему ребенку – страх перед ними, конфликт с классом и неспособность его разрешить;

· пагубные пристрастия (пиво вместо урока) и наказуемые действия (курение «травки», воровство и т.д.);

· поддержка родителями капризов ребёнка (если родители относятся лояльно к прикрытию нежелания идти в школу ложным «плохим» самочувствием);

· учитель требует не являться в школу без родителей после какого-то проступка, ребёнок же скрывает эту ситуацию;

· абсолютное нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса и мотивации к учебе;

· страх перед контрольными или тестовыми заданиями;

· несовпадение способностей ребёнка с учебным темпом класса;

· отсутствие уверенности, комплекс неполноценности;

· завышенные ожидания родителей, которые он не в силах оправдать;

· проблемы с социализацией (особенно в подростковом возрасте);

· подготовка к внешкольным большим событиям (соревнованиям, концертам, выступлениям - с родительского согласия или без него);

· желание влиться в авторитет к «популярной» группе «прогульщиков»;

· «нелюбовь» к отдельным предметам (из-за отсутствия интереса перед ним или проблем с их освоением)

· слишком большая вседозволенность, предоставляемая родителями ребенку (в том числе материальные неограниченные возможности ребёнка) и др.

Далеко не всегда удаётся сразу узнать о пропусках школы детьми. Рекомендуется обратить внимание на следующие «первые признаки» вероятности непосещений или предпосылок к ним:

· ребёнок часто жалуется на одноклассников и учителей;

· тяжело встаёт с постели и «тянет волынку», собираясь в школу;

 · системно просится остаться дома по пятницам или понедельникам;

· отрицательно реагирует на разговоры о школьной успеваемости;

· проявляет полное отсутствие заинтересованности, что носить в школу и как ходить (нет интереса в личной гигиене);

· частые проблемы со сном;

· «необоснованное» нарушение питания;

· частые жалобы на головные боли, на боли в животе, без «очевидной» причины;

· наличие вредных привычек;

· дружба с неблагонадежными ребятами (или с незнакомыми вам);

· слишком закрытый личный мир ребёнка, нежелание пускать в него любого из родителей и т.п.

затягивает до последнего выполнение всех домашних заданий;

Непосещение ребенком школы ведёт не только к отставанию, но и к усугублению существующей проблемы.


Рекомендуемое поведение с прогульщиком

При выяснении факта непосещений, в первую очередь, специалисты рекомендуют поговорить с ребенком и узнать о причинах.

Если ребёнок не сознается, родителям нужно постараться разузнать это у его ближайшего окруженияпоговорить с учителями.

Выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой причины.

Причины деструктивного поведения и недопустимых привычек, агрессии со стороны одноклассников потребуют более серьёзного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения вам поможет либо свой личный жизненный опыт, либо ознакомление с этими проблемами в специальной литературе, или помощь психолога.

При неуверенности в своих знаниях и силах, важно помочь малышу в их обретении. В некоторых случаях стоит нанять репетитора, чтобы «подтянуть» предмет, или заниматься больше самому с ребенком.

Стоит быть аккуратным в потакании слабостям ребёнка, в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений.

При увлеченности играми следует ограничить время для них, разрешать игровые занятия лишь после выполнения домашнего задания, не нарушая режима сна.

Важно в достаточной степени контролировать жизнь ребёнка и не терять эмоционального доверительного контакта с ним.

Необходимо воспитывать ответственность и организованность у своего ребёнка. Следует держать тесную связь с учителями и с руководителями кружков.

В сложных случаях, всё-таки, следует обращаться за помощью к специалистам.

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное, осуществлять их с целью оказания помощи ребёнку, восстановления нормального положения дел и отношений, а не принимать это как сигнал к очередному скандалу и наказанию. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобные ситуации.